Формирование самооценки

, , Комментарии к записи Формирование самооценки отключены

Формирование самооценки

Формирование самооценки происходит в детстве, когда отношение к ребенку родителей интериоризируется им и становится его отношением к себе.

Если родители любят ребенка безусловно и порицают только его поступки, но не его самого, то у ребенка формируется адекватная самооценка. Если же родители отвергают ребенка, когда он делает что-то не так, у него возникает ощущение, что любить его можно не всегда, а только когда он ведет себя правильно.

Обычно родители не осознают, какую самооценку закладывают у ребенка, так как отличить порицание поступков от отвержения ребенка в целом довольно сложно. Наверное, самым простым отличительным знаком является стыд, который родители испытывают, когда ребенок поступает не так, как они хотят.

Стыд является одним из самых сильных и неприятных чувств, и он очень легко считывается детьми. Если родителям становится стыдно за ребенка перед другими взрослыми или родственниками, они инстинктивно отвергают его, лишают своего общества и тем самым дают ему понять, что готовы любить его не любым.

Если же родители выражают злость или наказывают ребенка, но не перестают с ним общаться и не отталкивают его от себя физически, то ребенок чувствует, что, несмотря на недовольство его действиями, родители все равно продолжают его любить. В этом случае формирование самооценки проходит нормально, так как в дальнейшем ребенок ценит сам себя, независимо от своих ошибок и неудач.

Если в детстве формирование самооценки произошло неправильно, во взрослом возрасте это можно исправить, обратив внимание на ключевые факторы, которые делают самооценку низкой. Такими факторами могут быть:

1)      Постоянное сравнение себя с другими людьми по многим аспектам. В этом случае человек обычно сравнивает свои худшие качества с лучшими качествами других людей и игнорирует, что у других людей наличие положительных и отрицательных качества находится в том же соотношении, как и у него самого.

2)   Недостаток важных навыков общения, профессионального развития и различных социальных компетенций, что делает человека действительно менее приспособленным и успешным, чем другие люди его возраста. В таком случае стоит заняться развитием нужных навыков самостоятельной жизни, и это позволит преодолеть низкую самооценку.

3)    Привычка обращать внимание только на свои отрицательные качества, оставляя без внимания положительные. Внутренний монолог в этом случае чаще всего состоит из обвинений самого себя во всех возможных грехах. Повысить самооценку поможет сосредоточение на своих положительных сторонах и наполнение мыслей похвалами самому себе. Здесь лучше опираться не на выдуманные достоинства, в которые сам человек не верит, а на те, которые он сам реально считает своими достоинствами. Обнаружить их часто стоит больших усилий, но на это действительно стоит потратить время и усилия, так как у любого человека есть положительные стороны, нужно лишь обратить на них свое внимание.