Телесно-ориентированная психотерапия

, , Комментарии к записи Телесно-ориентированная психотерапия отключены

телесно-ориентированная психотерапия

Телесно-ориентированная психотерапия — это самостоятельная ветвь психотерапии, которая включает различные теории о функционировании тела и психики. Телесная терапия принимает во внимание сложность взаимосвязей и взаимодействия тела и психики.

Основное общее положение состоит в том, что тело — это человек в целом, и что есть функциональное единство психики и тела. Многие другие подходы в психотерапии касаются этой области. Телесная психотерапия имеет дело с этой идеей в своей основе.

Телесный психотерапевт работает с человеком как с воплощением психической, эмоциональной, социальной и духовной жизни. Он/она вдохновляет внутренние процессы саморегуляции и восприятия внешней реальности.

Телесно-ориентированная терапия обладает широким набором техник. И часть этих техник работает с телом, например прикосновение, движение и дыхание. Поэтому телесная психотерапия граничит с соматическими техниками и некоторыми дополнительными медицинскими дисциплинами, которые также включают прикосновения, но не психотерапию.

Телесно-ориентированная психотерапия и бодиворк

Важный момент: телесная психотерапия и работа с телом (бодиворк) — это разные вещи. Под работой с телом имеется ввиду целая совокупность исцеляющих практик, которые работают на, с или через тело.

Некоторые известные примеры — и между ними есть множество различий — остеопатия, кранио-сакральная терапия, физиотерапия, шиацу, рольфинг и массаж. Ни одна из этих практик не является психотерапией.

Однако большинство или даже все они так или иначе основываются на идее единства психики и тела (боди-майнд): работая с телом, мы работаем с психикой, и наоборот. Убеждения и чувства человека начинаются в теле, и наоборот: изменения в теле могут запускать изменения в убеждениях и чувствах. Такой фундаментальной позиции придерживается телесно-ориентированная психотерапия.

Телесные психотерапевты специально обучаются (а иногда самообучаются как создатели направления) работать психотерапевтически через тело.

Если мы представляем психику не как нечто противопоставленное телу, но как дополняющее и даже в какой-то степени идентичное, тогда работа с телом через психическое и наоборот становится понятной. Телесный психотерапевт осознает, что нет живого тела без психики, таким образом, что влияет на тело, влияет и на психику.

Телесно-ориентированная терапия пользуется инструментарием, который подходит для вербального подхода в терапии, но некоторыми изменениями. Это ключевое различие между телесными психотерапевтами и теми, практикует бодиворк.

Как и другие психотерапевты, телесные психотерапевты распознают и устраняют многообразие человеческих сопротивлений, избеганий, отрицаний, препятствий, нападений, искажений и углубляют контакт человека с собой и другими.

Это не означает, однако, что телесно-ориентированная терапия и бодиворк кардинально отличаются. Многие из тех, кто работает с телом, очень профессионально работают с разными случаями, а также обладают дополнительными навыками работы с телом по сравнению со средним телесным психотерапевтом.

телесно-ориентированная терапия

Телесно-ориентированная психотерапия: общие черты различных направлений

Главная общая черта — фокус на отношениях. Человеческое тело не существует отдельно, в изоляции. У тела есть врожденная склонность для создания отношений с другими. Ему фундаментально нужны отношения, чтобы чувствовать себя хорошо. Мы вступаем в отношения через тела, используя структуры, предназначенные для достижения этой цели.

Разные традиции психотерапии фокусируются на терапевтических отношениях как на способе осветить и затронуть способ клиента взаимодействовать с собой и другими. Не будет ошибкой, хотя возможно не в полной мере, назвать психотерапию практикой отношений. С этой точки зрения телесно-ориентированная психотерапия предстает как практика телесных отношений.

Эмпирическое различие состоит в том, что многие телесные психотерапевты и очень немногие практикующие бодиворк работают вербально со своими клиентами. Для телесных психотерапевтов отношения первичны, и определяют используемые техники.

Для некоторых пациентов бодиворк — неподходящий способ для раскрытия внутренних процессов. Это слишком пугающе, чуждо, не подходяще. Или они недостаточно доверяют терапевту, чтобы попробовать такой опыт. Или они сексуализируют отношения через тело.

Специалисты, работающие с телом, говорят, что их клиенты приходят работать с телом или через тело. Психотерапевты отмечают, что это не так. Однако независимо от выбора клиента, они продолжают работать через тело, даже если только через своё. Телесно-ориентированная терапия предполагает привнесение своего тела в терапевтические отношения.

С этой точки зрения телесная психотерапия может быть лучше понята как холистическая психотерапия или терапия боди-майнд, с наиболее популярными практиками вербальной психотерапии.

С этой перспективы телесная терапия — это название для наиболее необычного и непривычного аспекта деятельности психотерапевта, не каждого, конечно.

Телесно-ориентированная психотерапия — это терапия человека в целом, которая взаимодействует с разными аспектами: телесными симптомами, ощущениями, чувствами, тонкой энергией, духовностью — тем, что наиболее доступно в данный момент для установления контакта.

Телесная психотерапия пробует работать внутренне с теми аспектами бытия, которые больше всего игнорируются, отвергаются, закрываются защитами. Телесная терапия работает не только с тем, что отвергает тело, но лечит телесное как подлинную и важную часть человеческого существования.

Телесно-ориентированная психотерапия: основные принципы

Дальше будут описаны концепции и теории, на которые опирается телесно-ориентированная терапия любых направлений. Некоторые из них используются и в других видах терапии, но способы их применения значительно отличаются. Многие из постулатов относятся исключительно к традиции телесно-ориентированной психотерапии.

Телесное осознание

Телесное осознание является, возможно, ключевым аспектом телесно-ориентированной терапии.

Понятие телесного осознания наделяет каждое человеческое существо способностью одновременно и целиком существовать в материальном мире и мире представлений. Многие телесные психотерапевты также добавили бы к этим двум третье измерение «духовное». С практической точки зрения это обозначает, что к индивидууму можно найти подход в равной степени с любой из этих сторон, то есть телесной, когнитивной или духовной, в зависимости от того, какой из способов в данный момент времени и данных обстоятельствах будет наиболее эффективным.

Принятие телесного я, ощущение себя в собственном теле

Другое ключевое понятие — это  «ощущение себя в собственном теле», когда тело и осознание себя едины. Этот термин часто используется для описания состояния этой целостности. Это как чувствовать себя дома в своем теле — в противоположность ощущению отчуждения от своего тела, восприятию мыслей и тела, как мешающих и враждебных. Телесно-ориентированная терапия помогает клиенту прийти к состоянию принятия телесного я через использование психотерапевтом своего собственного «восприятия себя, как дома» в качестве инструмента терапии.

Энергия

Телесно-ориентированная психотерапия разных видов использует термин «энергия», но имеют в виду под ним несколько разных значений. Первоначально Фрейд называл нашу сексуальную энергию «либидо». Он считал, что либидо является центральной мотивационной силой человеческого существования и разработал концепцию жизненной энергии.

Райх сохранял буквальное, телесное понимание либидо. Он исследовал био-электрические процессы в организме человека и со временем убедил себя в открытии реальной в буквальном смысле существующей жизненной энергии, наполняющей мироздание, которую он назвал оргоном. Райх верил, что оргон обуславливает не только физическое состояние человека, но также детерминирует явления природы и даже формирование галактик:

«Та же энергия, что руководит движениями животных и развитием любой живой субстанции, в действительности, также управляет звездами».

Позже последователи Райха и другие телесно-ориентированные психотерапевты руководствовались несколькими разными трактовками этой концепции. Радикс, чьи взгляды во многих отношениях были близки пониманию Райха, заменил естественно-научное понятие оргона следующим представлением:

«Субстрат, из которого создаются энергия и чувства, формирующий связующее звено между ними… нечто более фундаментальное, чем физическая энергия или сила, что-то, являющееся одновременно корнем субъективного опыта и телесной экспрессии и движения».

Двигаясь в противоположном направлении, Александр Лоуэн, основатель биоэнергетики, пишет, что биоэнергия — термин, который он предпочитает использовать вместо оргона — практически то же самое, что и простой обмен веществ (обычная метаболическая энергия).

Отталкиваясь от Лоуэна, современные телесные терапевты склонны говорить об «энергии» менее претенциозно и более расплывчато. Вместе с тем, так или иначе, концепция энергии часто занимает центральное место в их практике.

Телесные терапевты разрабатывают план ведения клиента, опираясь на оценку его энергетического состояния. Вместе с тем наблюдающиеся сдвиги и изменения телесной «энергии» дают терапевтам важную обратную связь о результате их вмешательства.

Центр, центрирование, ядро

Идея центральных ядерных структур одновременно понимается в буквальном и метафоричном плане. Они в равной степени относятся и к ядру личности, и к основным телесным структурам.

«Стержневыми телесными структурами будут те места в теле, где протекает свободная пульсация, то есть, система не покрыта броней».

Именно из этих ядерных структур энергия распространяется вовне на остальные системы тела. Под центральными обычно понимаются внутренние органы и пищеварительный тракт. Так как это наименее защищенная часть системы, быть с ней в контакте необходимо для ощущения благополучия.

«Центральные органы имеют основное телесное представительство, именно на их состоянии базируется слаженная работа других систем организма. Это телесная и энергетическая центральная база».

По Конгеру «основополагающей подписью» личности будет ее «насущная природа», которая «не нуждается в фиксации». Согласно мнению Дэвида Боаделла, терапевтическая работа с центральными системами включает восстановление функционального ритма в потоке метаболической энергии и баланса между двумя половинками вегетативной (автономной) нервной системы. На практике это означает помощь в направлении восстановления баланса эмоций и гармоничного дыхания.

Заземление

Заземление в равной степени так же важно, как и работа с ядерными структурами, с параллельной функциональной идентичностью соматического и психологического значений. С одной стороны, термин относится к расслабленному восприимчивому состоянию мускулатуры ног и соответствующей подвижности позы, достижимой только в случае, если мы проработали травматические аспекты младенческого опыта, когда мы не чувствовали поддержки.

С другой стороны,

«канализируя наш энергетический и телесный опыт через наши ноги в землю, мы становимся заземленными в текущей ситуации нашей жизни» (Хеклер);

таким образом,

«не знать, как стоит человек, равноценно неосведомленности, где он стоит, или отсутствию личностной опоры» (Лоуэн).

Итак, заземление может стать символом целостного состояния принятия своего тела. Заземление обозначает иметь якорь, закрепиться в процессе психофизического роста; развиваться, сжиматься (вступать в отношения, изолироваться), накапливать напряжение, сбрасывать его.

Заземление обозначает чувствовать истоки и быть приобщенным к естеству человеческой животной природы. Отрыв от биологических корней выливается в страдания и отчаяние. Один из аспектов заземления, в таком случае, будет растворить нашу сознательную идентичность в бессознательном и непроизвольном я:

«Терапевтическая работа с заземлением связана с установлением положительной взаимосвязи между произвольными, полу произвольными и неосознанными формами движений и с восстановлением более подходящего мышечного тонуса» (Боаделла).

Телесно-ориентированная психотерапия: виды

Терапия Райха

Вильгельм Райх

Телесно-ориентированная психотерапия была в своих главных чертах описана в первой работе Вильгельма Райха (1897-1957). Изначально он был уважаемым психоаналитиком, теоретическим и техническим инноватором, который в 1920 и ранних 30-х внедрял современные ему формы психоанализа. Райх обратил внимание, что внутренняя логика идей Фрейда отправляет к телу и постепенно начал представлять работу с телом в своей клинической практике.

Биоэнергетический и другие связанные подходы

Крупнейшей отдельной школой, пришедшей от Райха стал биоэнергетический анализ, более известный как биоэнергетика. Школа основана Александром Лоуэном в ранних 50-х. Лоуэн был учеником и пациентом Райха и всегда писал о нем с огромным уважением. Однако его нео-райхианский подход претерпел ряд критических изменений и выглядит как американизация работы Райха.

Радикс

Чарльз Келли, студент Райха в ранние 50-е, развивал стиль, который сочетает техники Райха с методами гуманистических и других распространённых подходов. Он развивал метод работы в группе, помогающий людям восстановить сознательную целенаправленность и осознать чувства, блокированные мышечным панцирем. Радикс (основа, корень) — это эквивалент жизненной энергии по Келли. Райх называл ее оргон.

Биосинтез

Биосинтез как метод развивал Давид Боаделла, в течение долгих лет выдающийся последователь Райха, редактор журнала по телесной психотерапии «Энергия и характер». Главный вклад Боаделлы описан в работе Калемана — в его использовании эмбриологических категорий для освещения разных аспектов человеческих переживаний.

Биодинамическая терапия

Биодинамическую терапию развивала Герда Бойсен, норвежский психотерапевт, которая общалась с двумя студентами Райха: Тригве Браатой и Ола Ракнес. Бойсен совместила идеи и техники Райха с другими, пришедшими от психотерапевтов, работавших в норвежском психиатрическом стиле, в частности Аадель Булоу — Хансен и Лилемор Джонсен.

Хирон

Хирон — это телесная психотерапия, упоминавшаяся у Гроссингера. Она не имеет широко распространённого теоретического описания. Хирон-центр в Лондоне был основан в 1983 году и продвигал гуманистический интегративный телесно-ориентированный стиль. Основатели учились на работах Герды Бойсен, которые до сих пор являются неотъемлемой частью подхода Хирон, но центр ищет возможности объединить его с гештальт-терапией и психодинамическим направлением.

Бодинамика

Бодинамика развивалась в Норвегии Лизабет Марчер и также пришла из работ Лилемор Джонсен (1976) . Она подчёркивает больше, чем другие традиции Райха, важность слабых гипотонических мышц вместе с ригидными напряженными.

Бодинамика описывает точную и детальную карту паттернов развития мышц в младенчестве, корреляцию возраста, в котором каждая группа мышц нормально активна и поддаётся произвольному контролю, согласно нарративу характерологического развития через либидозные фазы по Райху.

Постуральная интеграция

В рамках ряда методов терапии Райха, постуральная интеграция — это, скорее, бодиворк, чем к телесная терапия. Этот подход развивался Джеком Пейнтером как наиболее психотерапевтическая версия массажа глубоких тканей, который предлагает рольфинг.

Телесно-релаксационная терапия

Самая новая и небольшая разновидность терапии Райха представлена здесь. Телесно-релаксационная терапия — это стиль работы (его развивал Эм Эдмоносон). Это синтез психоанализа Райха и процессуальных подоходов, особенно психологии, ориентированной на процесс, а также метод Хакоми (читай ниже), EMT касается двух аспектов человеческого существования: что мы — тело, и отчасти от того, что мы — тело, мы вступаем в отношения с другими.

Регрессивные методы терапии

Здесь приведено несколько форм телесной психотерапии, которые обращают внимание на исцеляющую ценность регресса, на получение опыта заново и отреагирование ранних глубоких травм, многие из которых встроены в человеческое существование. В отличие от других групп, которые фокусируются на травматических событиях в биографии клиента, часто возникающих в взрослом возрасте, регрессивная телесная терапия фокусируется на младенчестве и детстве. Она работает с событиями, которые для нас неизбежны и называются кризисы индивидуальности, крупнейший из которых — рождение.

Холотропное дыхание

Станислав Гроф сделал главный вклад в первичную интеграцию через свою работу. Используя ЛСД, он работал с дыханием, как с фактором формирования нашей жизни.

Ребрифинг

Также как и холотропное дыхание, ребрифинг не обычная телесная психотерапия, а промежуточное звено между психотерапией, йогой и религией. Этот подход развивал Леонард Орр в 1970х, используя единственную мощную технику: осознанное дыхание. Полные вдохи и выдохи в непрерывном цикле, без пауз, пока дыхание не унесёт из сознательного контроля и не станет естественным, не претерпит изменения темпа и глубины, и тогда за расслаблением и покоем возникнет освобождение.

Травма терапия

Эта небольшая группа адаптирована для работы с ПТСР и травматическим опытом в целом. Она описана подробно в последних работах по нейронауке.

Соматическое переживание

Это направление развивал Питер Левин. Соматическое переживание предлагает набор высоко практических и основанных на функциях организма техник для исцеления травм. Оно основано на убеждении, что мы созданы, чтобы чувствовать, отвечать, рефлексировать. У нас есть врождённый потенциал исцелять даже самые глубокие травматические нарушения.

Соматическая терапия травмы Бабет Ротшильд

Она также основывается на разрешении травмы через нейрологический материал. Этот метод не сильно отличается от Левина (оба связаны с Лизбет Марчер и бодинамикой). Но Ротшильд пошла дальше в определении важности медленного темпа, в бережном и безопасном управлении собой. Для нее терапевтические отношения были контейнером для работы с травмой.

Процессуальная терапия

Эта группа современной терапии основана на смешении очень современных идей таких как теория сложности и хаоса, и очень древних систем, таких как буддизм и таосиз. Фокус смещён со стабильности на процесс и с прошлого на здесь-и-сейчас.

Гештальт

Гештальт терапия — это тоже разновидность телесной психотерапии. Фриц Перлз очень часто включал в свою работу телесные переживания.

Гештальт как телесная психотерапия фокусируется не на восстановлении прошлого. Это направление возвращает телу жизнь, фокусируется на постоянных изменениях, взращивает потенциал для взаимодействия и контакта с собственными импульсами и миром вокруг.

Хакоми

В то время как разные виды неорайхианской терапии упирают на характерологию, хакоми — это процессуальный подход. Он основан на таосизме и других восточных путях к освобождению, главный принцип которых — ненасилие.

Экспрессивная терапия

Экспрессивная терапия — это телесная терапия, которая фокусируется на творческом и экспрессивном потенциале человеческого тела, на голосе и движении.

Танцевально-двигательная терапия

У танцевально-двигательной терапии есть свои предки, традиции и техники. Есть несколько давно известных форм терапевтического танца и движения, включая гимнастику, эвтонию, метод Гиндлера, эвритмию. Марион Чейс, американская преподаватель танцев, в 1940х начала работать в психиатрическом контексте. С нее и началась танцевально-двигательная терапия.

Прикладная соматика (школа Ломи)

Школа Ломи в Калифорнии — это синтез: телесно-ориентированная психотерапия и боевые искусства. Это объединение древних практик и современных техник фокусирования внимания на ощущении себя живым.

Этот подход помогает людям концентрироваться, быть устойчивыми в осознавании и с наполненными сердцем.

Интегративная телесная терапия

Подход основан Джек Ли Розенберг. Интегративная телесная психотерапия опирается на терапию Райха и неорайхианские источники. Она также заимствует из тантры и хатха Йоги, психоанализа, юнгианской и райхианской терапии, рольфинга, хиропрактик, медицинских моделей и акупунктуры, из медитации и танца, двигательной терапии, объектных отношений и потенциала движения человека, из развивающей психологией и работает со смертью и умираниям и многим другим.

Источник:
BODY PSYCHOTHERAPY An Introduction Nick Totton