Бодинамический анализ (бодинамика) помогает людям решать проблемы путём создания новых навыков, или ресурсов, телесных и психических. Ресурс в бодинамике — это нормальная физическая и психологическая способность при здоровом развитии в детстве.
Бодинамика основана в 1970-е годы скандинавским физическим педагогом Лизбет Марчер. Бодинамический анализ помогает людям развивать ресурсы, расширять возможности для получения нового опыта и делать новый выбор.
Бодинамика возникла из разных направлений телесной терапии, которые появились в начале 20 века. Это, в частности, биодинамический анализ и релаксационный метод, хорошо известный в Скандинавии.
Бодинамический анализ: история
Лизбет Марчер не была удовлетворена тем, как психологические проблемы решаются с помощью релаксационного метода. Она стала изучать теории интеграции тела и психики. Под влиянием Лиллимор Джонсен, норвежского психотерапевта, Марчер развила теорию, связывающую каждое мускульное движение с психологическими проблемами.
Она заметила, как двигательные паттерны и психологические способности развиваются согласно специфическому графику в детстве. Например, мышца, связанная с произношением слова «нет» — трицепс, мышца, которая выпрямляет руку в отталкивающем движении.
Трицепс первым начинает движение «нет», до того, как ребёнок даже произнесёт это слово. Позже, когда ребёнок начнёт произносить нет, движение и слово идут вместе. В конце концов движение «нет» уменьшается или исчезает, а слово остаётся. Таким образом Марчер верила, что график развития двигательных паттернов и психологических и социальных паттернов тесно связаны.
Теория биодинамического анализа основывается на фундаментальном способе мышления о роли тела в том, кем человек является, как он думает, чувствует, любит, играет, работает и растёт.
Наблюдая как разворачивается паттерн двигательного развития у детей, биодинамический анализ видит, как моторная система ребёнка тесно связана с глубоким саморазвитием. Связывая спонтанное движение человека и стоящее за ним психологическое выражение, бодинамический аналитик верит, что можно точно определить происхождение затруднений, которые человек испытывает в жизни сейчас.
Бодинамика и стадии детского развития
Бодинамика выделяет семь стадий детского развития. Эти семь стадий связаны с психологическими характеристиками.
Экзистенциальная стадия (2 триместр — 3 месяца): у ребёнка развивается чувство безопасности.
Стадия потребностей (0-18 месяцев): физическая связь и контакт устанавливают ключевые ритмы тела: еда, сон и т. д.
Стадия автономии (8-30 месяцев): ребёнок движется в мир через ползание, ходьбу, хватание.
Стадия воли (2-4 года): ребёнок учится управлять силой, чувствами гнева и любви, создает образ мира через планирование и роли.
Стадия любви и сексуальности (3-5 лет): любовное и сексуальное чувство становится более интенсивным.
Стадия суждений (5-8 лет). Ребёнок учится выражать идеи и соотносить их с окружающим миром.
Стадия сплоченности и исполнения. Ребёнок тренирует свои способности внутри группы сверстников.
В бодинамике определяется возраст или стадия, которую человек не прошел должным образом. Бодинамический анализ может помочь разрешить травмы прошлого и помогает искать новые ресурсы. У ребёнка на всех стадиях есть сильное желание установить прочные, наполненные силой связи с миром. Бодинамический анализ называет это стремление взаимной связью и считает ее базовым движением жизненной энергии. Для растущего ребёнка серьезная травма, когда связь между ребёнком и другими обрывается.
Бодинамический анализ: типичная сессия
Типичная сессия подхода бодинамика начинается с фокусировки на отдельной проблеме. Это может быть способность устанавливать и поддерживать хорошие отношения или текущая проблема развития. Сессия может фокусироваться на телесных ощущениях, обращает внимание на импульсы, движения, образы и воспоминания, которые возникают. Поза человека, движения, язык начинают рассказывать историю.
История развивается через расширение движения и через поддерживающее касание, ролевую игру и работу с ранним опытом. Исцеление осуществляется с помощью интеграции чувств, переживаний, движения, мыслей в контексте поддерживающих отношений со специалистом.
Вернувшись к обучению говорить «нет», человек может обнаружить трудности на стадии воли с выражением своей силы. Терапия включает не только вербальное выражение переживания, но и обучение тела выражать «нет». Практик помогает человеку, обучая мышцы выражать «нет» новым способом.
Это может быть просто, но часто это обучение требует тонкого и глубокого включения, физического и вербального диалога. Практик и клиент выражают ощущения и переживания в теле, страхи и убеждения, которые удерживают выражение «нет». Защитная система каждого человека уникальна и заслуживает уважения и понимания. Важно взаимодействовать с сенсомоторной системой и пробуждать развивающееся движение бережно и медленно. Практик и клиент остаются с движением и сопутствующими мыслями, пока не получат изменение. Затем человек готов исследовать новое движение и его психологическую структуру.
Риски и преимущества метода бодинамика
Бодинамический анализ уникален возможностью работать с проблемами развития. С точной фокусировкой люди достигают разрешения проблемы в теле, развивают «новую форму». Обычно люди формируют глубокие и близкие отношения после работы в этом подходе.
Так как терапевт и клиент могут сфокусироваться на специфической проблеме, бодинамический анализ работает как короткая интенсивная терапия. Однако часто она бывает более долгой. Бодинамический аналитик пробует работать с врождённой силой человека, чтобы помочь ему найти новый ресурс. Поэтому терапия может представлять вызов, так как возникают новые глубокие проблемы и изменения.
Источник:
The Illustrated Encyclopedia of Body-Mind Disciplines Nancy Allison