Незавершенный гештальт

Часто можно услышать выражения «незавершенный гештальт» и «завершить гештальт», но что же они означают?

Понятие гештальт обозначает фигуру, которую мы выделяем из перцептивного поля согласно нашим потребностям. Цикл контакта, или цикл удовлетворения потребности, — это процесс удовлетворения имеющихся у нас потребностей. Незавершенный гештальт — это по каким-то причинам не удовлетворенная потребность. Завершить гештальт означает пройти по всему циклу удовлетворения потребности.

Незавершенные гештальты, то есть неудовлетворенные потребности, никуда не деваются, а накапливаются, как несделанные дела, и поглощают некоторый объем нашей психической энергии. Поскольку объем психической энергии весьма ограничен, ее начинает не хватать на многое, в том числе на получение удовольствия от жизни.

Чаще всего потребность остается неудовлетворенной, потому что человеку неясно, в чем она вообще заключается. Поэтому чтобы завершить гештальт, нужно сначала определить эту потребность, то есть пройти фазу преконтакта. Затем нужно понять, как ее можно удовлетворить в имеющихся условиях, то есть пройти фазу контактирования. При постоянной неудовлетворенности от полученного, нужно обратить внимание на то, не пропускается ли фаза постконтакта.

Примером незавершенного гештальта может быть какая-нибудь длительно имеющаяся ситуация неудовлетворенности, например, работой. Чаще всего такая неудовлетворенность означает, что человек не знает, какая именно работа могла бы его устроить (иначе он давно бы ее нашел), и что именно в работе на самом деле важно для него.

Чтобы завершить гештальт, нужно понять, что именно в работе на самом деле может его удовлетворять и какая работа ему подошла бы. Если такое осознавание еще не решает проблему, то нужно рассмотреть, каким образом человек пытается удовлетворить свою потребность, рассматривает ли он все возможности или есть что-то, что мешает поиску, например, страх лишиться надежного заработка или разочарование родителей.

P.S. Рекомендую подписаться на новые записи сайта, чтобы не пропустить что-нибудь интересное.