Обучение в терапевтических группах

, , Комментарии к записи Обучение в терапевтических группах отключены

Терапевтические группы

В групповой терапии обучение закономерностям психотерапевтического и группового процесса не является целью, однако по окончании группы участники часто уже много знают о групповом и межличностном взаимодействии.

Однако некоторые виды терапевтических групп предполагают большое количество новой для участников информации. Существуют специализированные терапевтические группы для людей, страдающих каким-то конкретным заболеванием или переживающих тот или иной сложный период в жизни. Например, есть группы для страдающих паническим расстройством, булимией, переживающих развод, больных СПИДом, для людей, переживающих утрату близкого человека и т.д. Такие группы предполагают много инструктирования и разъяснений о природе переживаний.

Например, ведущие групп для пациентов с паническими расстройствами описывают физиологическую подоплеку панических состояний: сильный стресс и выброс адреналина, который приводит к гипервентиляции, одышке и головокружению. Эти явления неправильно интерпретируются пациентом, которому кажется, что он сходит с ума или умирает, в результате паника только возрастает. Терапевты разъясняют, что панические приступы не могут привести к смерти. Участников группы учат, как вызвать легкий приступ, а затем — как предотвратить его.

Ведущие групп для ВИЧ-инфицированных дают своим пациентам много медицинских знаний по их заболеванию, корректируют иррациональные страхи (например, преувеличенный страх собственной заразности), советуют, как говорить окружающим о своем статусе, каким образом обращаться за помощью.

Ведущие психологических групп для людей, которые потеряли кого-то из близких, рассказывают участникам о естественном протекании горевания, тем самым помогая им осознать, что они проходят через определенные этапы страдания и что их боль обязательно смягчится естественным образом. Ведущие помогают пациентам предвосхищать приступы острой тоски, которые тем предстоит переживать каждую значимую дату (праздники, годовщины, дни рождения) в первый год после утраты.

Таким образом, обучающее инструктирование в групповой психотерапии находит себе самое разнообразное применение: с его помощью терапевт передает информацию, изменяет саботирующие лечение мысли пациентов, структурирует группу, объясняет течение болезни. Зачастую подобное обучение выступает в качестве первоначальной связующей силы в группе, до того как вступят в силу прочие терапевтические факторы.

Отчасти объяснения и сами по себе функционируют как эффективные терапевтические факторы. Для человека очень важно понимать, что происходит, это снижает его тревогу.

(Из книги И. Ялома «Групповая психотерапия»)